Главная
О нас
Публикации
Библиотека
Конференции
Исследования
Гостевая книга

 


Отчет о ходе международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы противодействия организованной экономической преступности и коррупции» (г.Челябинск, Челябинский юридический институт МВД России, 23 ноября 2006 года)

 

Участие приняли сотрудники управлений внутренних дел Челябинской области и иных регионов, а также сотрудники научных организаций г.Челябинска, сотрудники прокуратуры, сотрудники иных правоохранительных органов.

 

С докладами на пленарном заседании выступили:

 

1. Нациевский Олег Дмитриевич, начальник Челябинского юридического института МВД России, генерал-майор милиции

 

Докладчик поприветствовал всех участников конференции. Докладчик отметил, что два дня назад в Кремле прошло совещание с участием руководителей управлений внутренних дел всех субъектов России, сотрудников прокуратуры всех субъектов России. В ходе данного совещания было констатировано, что предпринимается много усилий – научных, информационных и иных в области борьбы с коррупцией, но эффект от этого пока слабый. Основными факторами, которые мешают эффективному противодействию коррупции и организованной преступности, были названы:

низкий уровень профессионализма сотрудников правоохранительных органов, в том числе вследствие большой текучести кадров;

слабо поставлена аналитическая работа, в то время как способы совершения преступлений постоянно усложняются и совершенствуются;

до сих пор очень слабым видится взаимодействие между различными службами и органами в правоохранительной системе;

Докладчик пожелал всем эффективной работы и дальнейшего развития науки в данном направлении.

 

2. Сабитов Рашид Акремович, профессор кафедры уголовного права и криминологии Челябинского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России

 

«Меры противодействия коррупции в России»

 

Докладчик указал, что существуют различные понятия коррупции.

Например, предложенное профессором Лунеевым понятие, основывающееся на трактовке коррупции в документах, принятых Организацией объединенных наций. Вследствие чего, коррупция, если говорить очень кратко – это использование государственного механизма в личных целях, следовательно под это понятие подпадает и дача\получение взятки, и присвоение вверенного имущества, и подкуп свидетелей и т. д.

В проекте федерального закона «О борьбе с коррупцией» (14.11.1997 г.) указывалось, что коррупция это не предусмотренное законом приобретение имущественных/неимущественных благ лицами, осуществляющими государственную власть, связанное с использованием в личных целях государственного механизма. В основе этого понятия лежит указание на цели.

В этой связи ясно, что основу коррупции составляет совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 290-291, 204, 184 Уголовного кодекса РФ.

В основе коррупции лежит двусторонняя сделка: чиновник продает государственную власть, а подкупающий его человек получает возможность использования государственной власти в своих целях.

В Российской газете от 22.11.2006 г. публикуется статья «Судить по доходам», в которой говорится о том, что Генеральная прокуратура РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Верховный Суд РФ направили в Государственную Думу РФ сведения о ходе и результатах борьбы с коррупцией. В этом письме говорится о том, что по пяти составам преступлений наконец то появилось общее понимание практики их применения.

Фонд ИНДЕМ опубликовал сведения о том, что в 2005 году в коррупционных механизмах было задействовано в 2.66 раза больше денежных средств, чем размер федерального бюджета (около 3 трл. 326 млрд. руб.).  У нас сформировался рынок деловой коррупции. Рост этого черного рынка огромен, если в 2001 г. он оценивался в размере 33 млрд. долларов, то в 2005 году уже 316 млрд. долларов.

У нас возникли и существуют уже целые коррупционные сети.

В 1997 году государство официально признало, что коррупция представляет собой угрозу безопасности страны.

В 2004 году Россия занимала 90-е место по коррумпированности госаппарата (рядом с Гамбией). В 2006 году уже 126 из 146.

Статистика при этом по уголовным делам более чем скромная. В 1998 г. зафиксировано и расследовано 5807 случаев взяток и 974 случаев коммерческого подкупа. В 2005 году соответственно – 9821 и 2178 случаев. По Челябинской области – 2004 – 638 коррупционных преступлений (из них получение взяток – 122); 2005 – 914 (

 

Докладчик предложил комплекс мер по противодействию коррупции:

 

1. Привести российское законодательство в соответствие с Европейской конвенцией об ответственности за коррупцию.

2. Должен быть принят федеральный закон «О противодействии коррупции».

3. Необходимо отменить ст.575 Гражданского кодекса РФ и указать в законодательстве запрет любых подарков как это предусмотрено Международным кодексом должностных служащих;

4. Убрать из Уголовно-процессуального кодекса РФ главу 52 об иммунитетах;

5. Ввести уголовную ответственность должностных лиц за лоббизм;

6. Ввести обязательное производство криминологических экспертиз не только федеральных законов, но и других нормативных правовых актов;

7. Создать специальное подразделение или орган по аналогии с Госнаркоконтролем для борьбы с коррупцией;

8. Расследование коррупционных преступлений должно быть отнесено к подследственности ФСБ РФ;

9. Повысить денежное содержание сотрудников правоохранительных органов (в первую очередь оперативных работников и следователей);

10. Отнести «частную» коррупцию к числу преследуемых государством явлений. Поскольку это тоже коррупция.

 

3. Заместитель начальника ГУВД Челябинской области по экономической безопасности (по экономическим и налоговым преступлениям) Павлов В. С.

 

«Состояние и основные проблемы деятельности органов внутренних дел по противодействию организованной экономической преступности и коррупции»

 

За 10 месяцев 2006 года выявлено около 8.000 преступлений экономической направленности. Динамика прироста за последние годы почти не меняется – в среднем около 20-25% прироста каждый год. Эти преступления составляют 20% от всех преступлений данной категории по Уральскому федеральному округу.

В 2006 году выявлено 746 преступлений коррупционной направленности. Преступлений в рамках главы 30 Уголовного кодекса РФ – 651, из них 260 это получение/дача взяток.

Одна из проблем – статистика – это до сих пор показатель эффективности работы оперативных подразделений. Пример, наше управление входит в число 10 лучших по стране, и то количество коррупционных преступлений, которое мы выявляем отражает не только и не столько уровень коррумпированности области, а отражает тот факт, что мы работаем лучше.

Очень мало (их почти нет) выявляется случаев участия должностных лиц в коммерческой деятельности. если должностное лицо регистрируется как индивидуальный предприниматель, то оно «уходит» из диспозиции ст.289 Уголовного кодекса РФ.

Нам необходимо, чтобы появилось законодательное определение коррупции. Мы полагаем, что преступления, подпадающие под признаки ст.204 Уголовного кодекса РФ не являются коррупционными. Проблема здесь заключается в том, что документирование факта коммерческого подкупа абсолютно идентично документированию взятки, но поскольку ст.204 УК РФ не входит в число тяжких, то по этой категории дел недопустимо производство оперативного эксперимента.

Актуальна проблема сопровождения национальных проектов.

Актуальна проблема квалификации действий не должностных лиц, а тех, кто «подводит в телу» должностного лица – мы квалифицируем их действия по ст.159 Уголовного кодекса РФ.

Актуальна проблема рейдерства. Сегодня в области 800-900 предприятий находятся в стадии банкротства. В 2006 году по этим фактам было возбуждено 12 уголовных дел, в 2005 – 8, в 2004 – 9. Проблема еще и в том, что не ясно, как квалифицировать действия руководителей, которые «банкротят» свои предприятия. Ранее были разъяснения Федеральной службы по финансовому оздоровлению. Сейчас такие разъяснения должна давать налоговая служба, но их просто нет. По сути, эффективных способов противодействия захвату юридических лиц, уходу от уплаты налогов – нет. В России по этим фактам возбудили около 800 уголовных дел, в суд ушло менее 20% из них. В Челябинской области – в суд ушло 50% - всего 4 дела за прошлый год.

Мы также боремся с фальшивомонетничеством. В области зарегистрировано около 1500 случаев. Существует несколько каналов поставки таких денег в Россию из мусульманских стран. Около 70% этих денег изготовлены людьми в возрасте 17-22 лет при помощи компьютера. Наблюдается рост: 2005 – 800, 2006 – 1500 преступлений. Эффективной борьбы не ведется. Мы пытаемся что-то делать: привлекаем банкиров к обсуждению, всех курсантов Челябинского юридического института.

Актуальна проблема теневого оборота алкоголя. Легальный оборот алкоголя нами не контролируется. Система ЕГАИС не позволяет бороться с этими фактами. В стране много технического спирта, его оборот на алкогольном рынке только растет.

Актуальна проблема борьбы с налоговыми преступлениями. Всего выявлено 196, ущерб причинен на сумму свыше 500 млн. руб. В суд направлено 116 уголовных дел. Возмещено в бюджет около 2-3 млрд. рублей. Мы полагаем, что абсолютно «чистых» фирм нет, все юридические лица используют либо сероватые, либо серые, либо черные схемы. около 5.000 предприятий зарегистрированы в оффшорах, чтобы «размыть» доходы.

Другие проблемы в назывном порядке: регистрация фирм-однодневок, проблемы доказывания легализации преступных доходов; проблема борьбы с контрафактной продукцией, проблема учетно-регистрационной дисциплины, когда 60-70% времени оперативный состав занимается дознанием, вместо выявления коррупционных преступлений.

Необходимо выделить преступления экономического «блока», чтобы по ним можно было проводить доследственную проверку материалов в увеличенные сроки.

Нужно решить проблему с финансированием. Органы внутренних дел «кормятся» за счет средств местных бюджетов, поэтому они не выявляют преступную деятельность со стороны районных администраций. Мы провели эксперимент – создали межрайонные подразделения, финансируемые из областного бюджета – итог – стало документироваться в 4 раза больше коррупционных преступлений.

Лишь 1/10 экономических преступлений квалифицируется как совершенная организованной преступной группой, хотя все они таковыми являются и все они так и должны квалифицироваться.

 

4. Заместитель прокурора Челябинской области, к.ю.н. Багмет А. М.

 

«Роль органов прокуратуры в организации выявления и противодействия организо­ванной преступности и коррупции»

 

Существует много домыслов про коррупцию среди следователей, прокуроров и судей. Полагаю, что именно прокуратура является наименее коррумпированным органом. По поводу последних предложений о том, что судьей не может быть человек, чей близкий родственник является адвокатом (в целях борьбы с коррупцией), могу сказать, что следует запретить участие этого адвоката в данном суде вообще, а полный запрет является необоснованным. Что касается подобного же предложения в отношении работников прокуратуры, то могу сказать, что это вообще нонсенс, поскольку и прокурор и судья получают деньги из одного бюджета.

За 9 месяцев 2006 года выявлено 875 преступлений коррупционной направленности. Возбуждено 423 уголовных дела, 300 уголовных дел направлено в суд. Рассмотрено 150 дел.

Следует отметить, что большая часть этих преступлений выявлены сотрудниками ФСБ РФ (все «серьезные и громкие» дела) и оперативными подразделениями органов внутренних дел. К сожалению служба собственной безопасности ОВД по коррупционным преступлениям сотрудников ОВД вообще не работает. В связи с этим необходимо вывести службы собственной безопасности субъекта РФ из подчинения начальника ГУВД и подчинить непосредственно министру.

Полагаю, что в Уголовном кодексе РФ должна быть особая глава о коррупционных преступлениях.

Часто лицам, осуждаемым за коррупционные преступления, назначают условное наказание, а лицам, укравшим курицу или мешок картошки – реальное. Статья 405 Уголовно-процессуального кодекса РФ является коррупционной.

 

5. Декан юридического факультета ЮУрГУ, д.ю.н., профессор Майоров В. И.

 

«Актуальные проблемы противодействия организованной экономической преступности»

 

Докладчик представил вниманию слушающих подборку публикаций в центральных средствах массовой информации за ноябрь 2006 года.

Докладчик указал, что бороться с организованной преступностью необходимо будучи самим организованными – и обществу и правоохранительным органам.

Докладчик указал на основные проблемы, связанные с недостатком квалифицированных кадров в правоохранительных органах.

Докладчик обратил внимание на малоизученность влияния на организованную преступность и коррупцию виктимного поведения лиц.

Докладчик указал как на одну из причин коррупции – «резиновые» санкции Уголовного кодекса РФ.

 

6. Начальник отдела по рассмотрению писем и приему граждан прокуратуры Челябинской области Мухин А. М.

 

«Организация работы прокурора по поддержанию государственного обвинения в суде по уголовным делам коррупционной направленности»

 

В нашей области рассмотрены 144 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 154 лиц.

Среди них:

получение взятки – 17

дача взятки – 15

коммерческий подкуп – 8

халатность – 2

злоупотребление должностными полномочиями – 24

превышение должностных полномочий – 24

присвоение и растрата – 43

причинение имущественного ущерба путем обмана… – 1

Среди лиц:

2 депутата городской думы

2 главы сельской администрации

2 чиновника областной администрации

37 сотрудников милиции

5 преподавателей

6 медиков

3 судебных пристава

По срокам и характеру наказания:

20 получили реальные сроки лишения свободы

18 приговорены к штрафу

93 получили условное наказание

Прекращено 16 уголовных дел в отношении 16 лиц по нереабилитирующим основаниям. Оправдано 10 лиц за 2005 год по преступлениям, предусмотренным ст.285-286 УК РФ.

 

В ходе заседания секции №3 «Проблемы раскрытия и расследования преступлений, связанных с организованной экономической преступностью и коррупцией» выступили:

 

7. Начальник адъюнктуры Тюменского юридического института МВД России, к.ю.н., доцент Аксенов Р. Г.

 

«Тактические особенности допроса подозреваемого (обвиняемого) по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности»

 

Одной из проблем видится нехватка специальных знаний по предмету деятельности у сотрудников правоохранительных органов, которые занимаются расследованием данной категории дел.

Нужна универсальная методика, приемлемая к сфере экономической (предпринимательской) деятельности, позволяющая построить своеобразный алгоритм по изобличению лица, совершившего экономическое преступление.

Докладчик обратил внимание, что в соответствии с п.55 ст.5 УПК РФ целью уголовного преследования является изобличение подозреваемого (обвиняемого) лица в совершении преступления.

Докладчик указывает следующие основные блоки ситуаций:

Блок 1 – в зависимости от повода к возбуждению уголовного дела:

а) выявлено оперативным путем;

б) поступило заявление

в) в результате случайных задержаний

Блок 2 – в зависимости от момента и характера задержания лица:

а) лицо задержано с поличным;

б) произведено групповое задержание;

в) иное.

Блок 3 – в зависимости от противодействия со стороны подозреваемого:

а) если всех лиц взяли с поличным, то противодействие происходит в суде;

б) если лицо задерживалось уже в стадии предварительного расследования, то противодействие уже на этом этапе происходит;

в) если субъект не задерживался, то тогда уровень противодействия максимальный.

На этой основе выделяются 6 оперативных ситуаций, и задается разработанный нами алгоритм действий, включающий в себя 22 пункта. Первым из них выступает допрос лица.

 

8. Начальник кафедры уголовного процесса Челябинского юридического института МВД России, к.ю.н., доцент Зуев С. В.

 

«Комплексное применение уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных средств противодействия организованной преступности»

 

Докладчик обратил внимание на тот факт, что порой почти невозможно возбудить уголовное дело вследствие ненадлежащего качества материалов оперативно-розыскной деятельности. Так, часто, некачественная видео-аудио-запись момента передачи взятки не позволяет достоверно установить данный факт и влечет в дальнейшем сложности по подтверждению этого факта другими доказательствами.

Докладчик указал на тот факт, что по большинству уголовных дел отсутствует адекватное оперативное сопровождение процесса расследования подобных уголовных дел. Не налажено взаимодействие между оперативными подразделениями и следователем, которому часто приходится чуть ли не упрашивать оперативников оказать содействие.

До сих пор не ясен вопрос о том, в каком порядке должны реализовываться меры безопасности в отношении свидетелей и потерпевших. Принятый закон и постановление Правительства РФ не дают ответов на все вопросы. Есть ряд технических моментов – могут ли отражаться сведения о лице под псевдонимом в протоколе судебного заседания? УПК РФ молчит на этот счет, мы полагаем, что этого делать нельзя по аналогии с нормой на предварительном расследовании.

 

9. Преподаватель кафедры организации предварительного расследования Челябинского юридического института МВД России Овчинникова О. В.

 

«Особенности организации предварительного расследования неправомерных действий при банкротстве»

 

Докладчик указала, что более 50% уголовных дел, возбужденных по признакам данного преступления прекращается. В некоторых субъектах РФ таких дел вообще нет.

Должна быть создана конкретная программа действий – методика, подходящая для данного региона и данной категории предприятий, которая действует лишь определенное время и затем должна пересматриваться.

Докладчик привела анализ личности субъекта – экономического преступника:

1. В 80-85% случаев это лица, занимающие должность руководителя организации;

2. почти все остальные случаи – арбитражный управляющий;

3. собственник предприятия либо имущества, переданного предприятию (это может быть как подставное, так и финансово состоятельное лицо, но не обладающее информацией о ходе дел);

4. индивидуальный предприниматель;

5. кредиторы физического (редчайшие единичные случаи в масштабе страны) или кредиторы юридического лица.

 

Также с докладами выступили:

 

10. Доцент кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России, к.ю.н. Пахомов С. В. «Незаконная банковская деятельность: проблемы раскрытия и расследования»

 

11. Старший преподаватель кафедры организации предварительного расследования Челябинского юридического института МВД России Бычков В. В. «Коммерческий подкуп как сфера деятельности организованной преступности»

 

12. Начальник отдела по борьбе с экономическими преступлениями, к.ф.н., доцент кафедры права Магнитогорского государственного технического университета Кувшинов И. С. «Теоретические аспекты проблемы доказывания и противодействия коррупции»

 

 

 

Отправить сообщение Web-мастеру с вопросами и замечаниями об этом Web-узле.
Челябинский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции при Юридическом факультете ЮУрГУ.
Дата изменения: 12 декабря 2006 г.