Минбалеев
А.В., к.ю.н., преподаватель
кафедры
журналистики Южно-Уральского
гос.
университета, координатор проектов
Южно-Уральского центра медиаобразования,
эксперт МОО
ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»
Роль
медиаобразования в формировании информационно-правовой
культуры современной молодежи и борьбе с незаконным оборотом
контрафактной продукции
Развитие
медиаобразования в России в ХХI-м веке сопровождается
вхождением человечества в информационное общество, одним из
неотъемлемых составляющих которого является «общество
знаний». Человек общества знаний должен «соблюдать права и
основные свободы человека, включая свободу выражения своего
мнения; осуществлять реализацию права на образование и всех
смежных прав в сфере культуры; обеспечивать максимально
широкий доступ к общественному знанию, защищая качество
информации; сохранять и поддерживать разнообразие культурных
парадигм, языковых общностей».
В связи с необходимостью обеспечения указанных задач очень
важной компонентой в системе ценностей и знаний такого
общества выступает уровень правосознания информационного
общества, общества знаний. В качестве основной цели развития
правосознания является формирование правовой культуры: от
того насколько глубоко освоены человеком такие правовые
феномены как ценность прав и свобод человека, ценность
правовой процедуры при решении споров, насколько
информировано в правовом отношении общество и зависит
уровень правовой культуры. Правосознание как «совокупность
представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и
правовым явлениям в общественной жизни»,
зависит во многом и от образовательной парадигмы, которая
формируется в том или ином обществе.
Российское общество сегодня начинает
осуществлять переход к обществу знаний через усиление и
расширение медиаобразовательного компонента во всех уровнях
образовательной системы. Медиаобразование как качественно
новая система изучения и передачи определенной области
знаний, как отдельная область педагогики призвана научить
человека понимать информацию, поступающую от неопределенного
количества медиа, а также формировать критическое отношение
к ним и информации, циркулирующей в окружающем мире.
Условия существования человечества в XXI веке
требуют перехода к новой стратегии развития общества,
опирающейся на знания и высокоэффективные технологии. Именно
медиаобразование позволяет собрать воедино эти компоненты и
помочь современному человеку эффективно работать с медиа в
условиях постоянного кризисного взаимодействия с
информацией, в том числе и негативно воздействующей на его
сознание. В России необходимость модернизации системы
образования с конца ХХ века и введения в ее систему
медиаобразования подкреплена и сменой парадигмы
общественно-государственной жизни, потребовавшей от
образования, как ведущего фактора трансформации и развития
общества, радикального обновления ценностных ориентиров и
построения образовательной системы, в том числе с учетом
принципов информативности и дистанционности образования,
обязательности использования новых
информационно-телекоммуникационных технологий, снижения
затратности образования за счет ускорения доступа к
информации.
Сегодня в России зачастую при анализе потенциала
медиаобразования чаще всего говорят о проблемах умения
восприятия, понимания медиатекстов, умения работать с медиа.
При этом упускается из виду одна немаловажная деталь,
связанная с тем, что отношения, складывающиеся по поводу
использования медиа и медитекстов, составляют предмет
правового воздействия. Вопросы доступа, создания,
использования и распространения информации, информационных
ресурсов и технологий регулируются и охраняются нормами
информационного, гражданского (право интеллектуальной
собственности), уголовного, административного и иных
отраслей права. Поэтому современное изучение медиа должно
происходить в неразрывной связи с формированием
информационно-правовой культуры. В данном случае нами
сознательно используется категория «информационно-правовая
культура», а не «правовая культура», поскольку обучение
правовой грамотности происходит в отношении создания и
использования информации, информационных продуктов, то
одновременно происходит формирование как правовой, так и
информационной культуры. То обстоятельство, что
применительно к технологии медиаобразования важно и обучение
использования медиа, и формирование критического отношения
к ним, говорит о необходимости введения в научный оборот
категории «информационно-правовая культура».
Развитие
направления «формирование информационно-правовой культуры
учащихся в процессе медиаобразования» органично вписывается
в стратегии развития общества знаний, информационного
общества, правового государства и гражданского общества в
России. Применительно к модели медиаобразования учащихся,
данное направление также логично вписывается в рамки этапа
«овладение школьниками/студентами креативными умениями на
материале и формирование полноценного восприятия
медиатекстов».
Значимость
данного направления для формирования информационно-правовой
компетентности и культуры учащихся отражается целым рядом
важнейших характеристик:
- дает
возможность получить им необходимые знания и умения
критически относиться к медиа с позиции правовых предписаний
и запретов;
-
ориентировано на формирование правовых знаний, органично
внедряемых наряду со знаниями, получаемыми в рамках
предметов «Обществознание», «Правоведение»;
- помогает
учащимся компетентно отстаивать свои интересы, становиться
активными и ответственными гражданами своей страны;
-
предупреждает преступность в информационной сфере;
- формирует
негативное отношение к контрафактной продукции и ее
незаконному обороту. В процессе изучения медиа происходит
привитие культуры использования легального информационного
продукта, формируется критическое отношение к незаконному
обороту контрафактной продукции в реальной и виртуальной
(например, в информационно-телекоммуникационной сети
Интернет) средах.
Немаловажным
фактором предлагаемого направления является его
универсальность: данная деятельность учащихся может
реализовываться как в рамках учебно-воспитательного процесса
(дисциплины гражданско-правовых циклов, информатика,
факультативные занятия, классные часы, школьные и
студенческие медиасообщества, кружки, медиа-лаборатории),
так и вне стен учебных заведений – в общественных, детских и
молодежных объединениях, учреждениях дополнительного
образования, дистанционно посредством создания специальных
сайтов.
Очевидно, что
одним из основных средств реализации данного направления
являются социальные проекты, осуществляемые медиапедагогами,
обладающими информационно-техническими, правовыми и
педагогическими знаниями. Естественно, что подобный синтез
сложно реализуем, поэтому такие проекты предполагают
консолидацию усилий администраций образовательных
учреждений, структур дополнительного образования, социальных
институтов (например, центров бесплатного доступа к правовой
информации, некоммерческих организаций, занимающихся
правовыми проблемами), международных организаций и других
заинтересованных субъектов. Значительную роль в развитии
медиаобразования и информационно-правовой культуры сегодня
играет Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», в частности
ее Российский комитет, постоянно оказывающий содействие как
в распространении социально значимой информации, так и в
проведении различных мероприятий по обеспечению открытости к
общедоступной информации, открытии центров правовой помощи и
др.
Развитие
информационно-правового направления медиаобразования сегодня
только начинается в России, поэтому не удивительно, что, как
и в целом медиаобразование, оно сталкивается с рядом
трудностей. Среди наиболее распространенных причин,
создающих проблемы при реализации рассматриваемого
направления можно назвать следующие:
- отсутствие
стратегического видения и непонимание на уровне руководства
образовательных учреждений и органов управления образования
важности включения в образовательный процесс элементов
медиаобразования;
- отсутствие
квалифицированных специалистов, методических и ученых
разработок по данному направлению;
-
недостаточная личная информационно-правовая культура
педагогов;
-
недостаточная техническая обеспеченность образовательных
учреждений и др. Кроме того, формирование
информационно-правовой культуры осложняется рядом
существующих проблем гражданского образования и воспитания
учащихся на современном этапе развития российского общества.
Основными компонентами результата, к которому должно
стремиться направление «формирование информационно-правовой
культуры учащихся в процессе медиаобразования», являются, на
наш взгляд, информационно-правовые знания,
информационно-правовые умения, навыки и компетенции, а также
информационно-правовое сознание и культура учащихся.
Развитие информационно-правовой культуры молодежи является
залогом формирования в России правого государства и
гражданского общества, поэтому использование
медиаобразовательных компонентов должно получить
повсеместное распространение в российской образовательной
системе.
К ним относят:
состояние их гражданской ответственности, знание
своих прав и обязанностей, умение применять их, а в
случае необходимости, умение защищать, отстаивать
свои права и права других людей; владение учащимися
«искусством нормального человеческого поведения»,
воспитание социально активных граждан, умение
общаться, критически думать, разрешать социальные
конфликты; осознанное восприятие норм гражданского
поведения и гражданской деятельности, основанное на
добровольном их выборе, и личная вовлеченность в
общественную жизнь. См.: Суколенов, И.В..
Теория и практика гражданского образования в
общеобразовательных учреждениях
(Историко-педагогические аспекты): автореферат дис.
… докт. пед. наук / И.В. Суколенов. – М., 2002.
|