<
НАЗАД

Минбалеев А.В., к.ю.н., преподаватель

     кафедры журналистики Южно-Уральского

     гос. университета, координатор проектов

     Южно-Уральского центра медиаобразования,

эксперт МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»

 

Роль медиаобразования в формировании информационно-правовой культуры современной молодежи и борьбе с незаконным оборотом контрафактной продукции[1]

 

Развитие медиаобразования в России в ХХI-м  веке сопровождается вхождением человечества в информационное общество, одним из неотъемлемых составляющих которого является «общество знаний». Человек общества знаний должен «соблюдать права и основные свободы человека, включая свободу выражения своего мнения; осуществлять реализацию права на образование и всех смежных прав в сфере культуры; обеспечивать максимально широкий доступ к общественному знанию, защищая качество информации; сохранять и поддерживать разнообразие культурных парадигм, языковых общностей».[2] В связи с необходимостью обеспечения указанных задач очень важной компонентой в системе ценностей и знаний такого общества выступает уровень правосознания информационного общества, общества знаний. В качестве основной цели развития правосознания является формирование правовой культуры: от того насколько глубоко освоены человеком такие правовые феномены как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, насколько информировано в правовом отношении общество и зависит уровень правовой культуры. Правосознание как «совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни»,[3] зависит во многом и от образовательной парадигмы, которая формируется в том или ином обществе.

Российское общество сегодня начинает осуществлять переход к обществу знаний через усиление и расширение медиаобразовательного компонента во всех уровнях образовательной системы. Медиаобразование как качественно новая система изучения и передачи определенной области знаний, как отдельная область педагогики призвана научить человека понимать информацию, поступающую от неопределенного количества медиа, а также формировать критическое отношение к ним и информации, циркулирующей в окружающем мире.

Условия существования человечества в XXI веке требуют перехода к новой стратегии развития общества, опирающейся на знания и высокоэффективные технологии. Именно медиаобразование позволяет собрать воедино эти компоненты и помочь современному человеку эффективно работать с медиа в условиях постоянного кризисного взаимодействия с информацией, в том числе и негативно воздействующей на его сознание. В России необходимость модернизации системы образования с конца ХХ века и введения в ее систему медиаобразования подкреплена и сменой парадигмы общественно-государственной жизни, потребовавшей от образования, как ведущего фактора трансформации и развития общества, радикального обновления ценностных ориентиров и построения образовательной системы, в том числе с учетом принципов информативности и дистанционности образования, обязательности использования новых информационно-телекоммуникационных технологий, снижения затратности образования за счет ускорения доступа к информации.

         Сегодня в России зачастую при анализе потенциала медиаобразования чаще всего говорят о проблемах умения восприятия, понимания медиатекстов, умения работать с медиа. При этом упускается из виду одна немаловажная деталь, связанная с тем, что отношения, складывающиеся по поводу использования медиа и медитекстов, составляют предмет правового воздействия. Вопросы доступа, создания, использования и распространения информации, информационных ресурсов и технологий регулируются и охраняются нормами информационного, гражданского (право интеллектуальной собственности), уголовного, административного и иных отраслей права.  Поэтому современное изучение медиа должно происходить в неразрывной связи с формированием информационно-правовой культуры. В данном случае нами сознательно используется категория «информационно-правовая культура», а не «правовая культура», поскольку обучение правовой грамотности происходит в отношении создания и использования информации, информационных продуктов, то одновременно происходит формирование как правовой, так и информационной культуры. То обстоятельство, что применительно к технологии медиаобразования важно и обучение использования медиа, и формирование  критического отношения к ним, говорит о необходимости введения в научный оборот категории «информационно-правовая культура».    

Развитие направления «формирование информационно-правовой культуры учащихся в процессе медиаобразования» органично вписывается в стратегии развития общества знаний, информационного общества, правового государства и гражданского общества в России. Применительно к модели медиаобразования учащихся[4], данное направление также логично вписывается в рамки этапа «овладение школьниками/студентами креативными умениями на материале и формирование полноценного восприятия медиатекстов».[5]

Значимость данного направления для формирования информационно-правовой компетентности и культуры учащихся отражается целым рядом важнейших характеристик:

- дает возможность получить им необходимые знания  и умения критически относиться к медиа с позиции правовых предписаний и запретов;

- ориентировано на формирование правовых знаний, органично внедряемых наряду со знаниями, получаемыми в рамках предметов «Обществознание», «Правоведение»;

- помогает учащимся компетентно отстаивать свои интересы, становиться активными и ответственными гражданами своей страны;

- предупреждает преступность в информационной сфере;

- формирует негативное отношение к контрафактной продукции и ее незаконному обороту. В процессе изучения медиа происходит привитие культуры использования легального информационного продукта, формируется критическое отношение к незаконному обороту контрафактной продукции в реальной и виртуальной (например, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет) средах.

Немаловажным фактором предлагаемого направления является его универсальность: данная деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебно-воспитательного процесса (дисциплины гражданско-правовых циклов, информатика, факультативные занятия, классные часы, школьные и студенческие медиасообщества, кружки, медиа-лаборатории[6]), так и вне стен учебных заведений – в общественных, детских и молодежных объединениях, учреждениях дополнительного образования, дистанционно посредством создания специальных сайтов.

Очевидно, что одним из основных средств реализации данного направления являются социальные проекты, осуществляемые медиапедагогами, обладающими информационно-техническими, правовыми и педагогическими знаниями. Естественно, что подобный синтез сложно реализуем, поэтому такие проекты предполагают консолидацию усилий администраций образовательных учреждений, структур дополнительного образования, социальных институтов (например, центров бесплатного доступа к правовой информации, некоммерческих организаций, занимающихся правовыми проблемами), международных организаций и других заинтересованных субъектов. Значительную роль в развитии медиаобразования и информационно-правовой культуры сегодня играет Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», в частности ее Российский комитет, постоянно оказывающий содействие как в распространении социально значимой информации, так и в проведении различных мероприятий по обеспечению открытости к общедоступной информации, открытии центров правовой помощи и др.[7]

Развитие информационно-правового направления медиаобразования сегодня только начинается в России, поэтому не удивительно, что, как и в целом медиаобразование, оно сталкивается с рядом трудностей. Среди наиболее распространенных причин, создающих проблемы при реализации рассматриваемого направления можно назвать следующие:

- отсутствие стратегического видения и непонимание на уровне руководства образовательных учреждений и органов управления образования важности включения в образовательный процесс элементов медиаобразования;

- отсутствие квалифицированных специалистов, методических и ученых разработок по данному направлению;

- недостаточная личная информационно-правовая культура педагогов;

- недостаточная техническая обеспеченность образовательных учреждений  и др. Кроме того, формирование информационно-правовой культуры осложняется рядом существующих проблем гражданского образования и воспитания учащихся на современном этапе развития российского общества.[8]

Основными компонентами результата, к которому должно стремиться направление «формирование информационно-правовой культуры учащихся в процессе медиаобразования», являются, на наш взгляд, информационно-правовые знания, информационно-правовые умения, навыки и компетенции, а также информационно-правовое сознание и культура учащихся. Развитие  информационно-правовой культуры молодежи является залогом формирования в России правого государства и гражданского общества, поэтому использование медиаобразовательных компонентов должно получить повсеместное распространение в российской образовательной системе.


 


[1] Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы в Челябинском центре по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. С данной статьей автор выступил на конференции «Экранная культура в современном медиапространстве: методология, технологии, практики» 1-3 октября 2006 г. (г. Екатеринбург).

[2] Лившиц, В.Г. Телевидение в информационном обществе: проектирование и особенности развития: автореферат дис. … канд. полит. наук / В.Г. Лившиц. – СПб., 2006. – С. 13.

[3] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов; под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА·М, 1998. – С. 324.

[4] За основу берется общая модель медиаобразования учащихся, предложенная А.В. Федоровым. См.: Федоров, А.В. Медиаобразование и медиаграмотность / А.Ф. Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – С. 49-50, 144.

[5] Федоров, А.В. Медиаобразование и медиаграмотность / А.Ф. Федоров. – С .144.

[6] Так, в рамках Южно-Уральского центра медиаобразования (Челябинск, Южно-Уральский государственный университет) создана и функционирует медиа-лаборатория для студентов и школьников.

[7] Более подробно о деятельности Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» см. сайт: www.ifap.ru.

[8] К ним относят: состояние их гражданской ответственности, знание своих прав и обязанностей, умение применять их, а в случае необходимости, умение защищать, отстаивать свои права и права других людей; владение учащимися «искусством нормального человеческого поведения», воспитание социально активных граждан, умение общаться, критически думать, разрешать социальные конфликты; осознанное восприятие норм гражданского поведения и гражданской деятельности, основанное на добровольном их выборе, и личная вовлеченность в общественную жизнь. См.: Суколенов, И.В.. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты): автореферат дис. … докт. пед. наук / И.В. Суколенов. – М., 2002.

     < НАЗАД
 

 

Отправить сообщение Web-мастеру с вопросами и замечаниями об этом Web-узле.
Челябинский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции при Юридическом факультете ЮУрГУ.
Дата изменения: 21 ноября 2006 г.